Я не знаю, как вы, уважаемые читатели, но лично я отношусь к людям, которые считают, что читать нужно и полезно. И для меня выражение: «есть подарок хороший, есть плохой, а есть книга» абсолютно не понятно. Книга – отличный подарок и для взрослого, и для ребенка. Многие сейчас перестали читать художественную литературу то ли от нехватки свободного времени, то ли от переизбытка экранизаций многих произведений, а может еще по какой причине. Некоторые предпочитают читать электронные книги (ну пусть хоть так читают). Но я сторонник книг настоящих, которые пахнут полиграфической краской, у которых шелестят новые странички.
Что такое хорошая книга? Хорошая книга – это учитель. Каждое произведение несет в себе какие-то воспитательные идеи: веру в справедливость, учит честности, добру, милосердию, состраданию. Или познавательные: путешествия, космос, археология, история и прочее. Главное – правильно выбрать.
Конечно, при таком количестве книг, представленных на прилавках книжных магазинов, выбор сделать бывает достаточно трудно. Особенно это касается детской и подростковой литературы. Ведь яркая и красочная обложка не является показателем полезности произведения. А родители обязательно должны контролировать, что читает их ребенок.
Случай из жизни
Расскажу, как книга может негативно повлиять на поведение, характер и психологическое состояние ребенка.
У одной моей знакомой произошел такой случай: ее дочери (9 лет) на день рождения подарили книгу. Не буду писать автора и название произведения, так как книга в целом неплохая, просто несвоевременно прочитанная, для детей старшего школьного возраста. Так вот, ребенок, прочитав эту книгу начал интересоваться вещами, не соответствующими его возрасту: как происходит процесс зачатия, как рождается ребенок и т.п. Попытки разузнать подробности у родителей закончились ни чем. И она начала искать информацию в интернете. О вреде неограниченного доступа в интернет писать нет смысла – любой родитель прекрасно понимает, что нельзя разрешать ребенку бесконтрольно «гулять» по просторам всемирной паутины, но, к сожалению, такие случаи не редкость.
Так вот, поискав информацию в интернете, ребенок не только получил ответы на свои вопросы, но и насмотрелся разных видео. В результате таких «гуляний» у ребенка страшная депрессия. Девочка начала бояться своего отца. Консультации психолога и лечение у невролога длились около года. А какие будут последствия вообще не известно.
После рассказа моей знакомой этой истории, у меня был только один вопрос: тот, кто дарил эту книгу, не понимал, что книга не рассчитана для такого юного возраста?!
Обязательная литература для подростков
Скажу откровенно: я сторонник классической художественной литературы. Нет, я не против современных произведений. Но, хорошее и правильное образование просто невозможно без прочтения литературных шедевров прошлых лет. От современных авторов отказываться, конечно, не следует. Просто подростковую современную литературу стоит выбирать более внимательно. Ведь чтение литературы в подростковом возрасте может существенно изменить мировосприятие и жизненные цели (принципы) подростка. Поэтому обязательно контролируйте этот процесс. При выборе литературы, конечно же, стоит учитывать предпочтения и увлечения сына или дочери.
Из современной литературы можно выделить такие книги:
- Сью Таусенд «Тайный дневник Адриана Моула». Произведение рассчитано на подростков в возрасте 12-15 лет, у которых сложности в общении со сверстниками и не только: о том, как не хочется идти на физкультуру, как ссорятся родители, о переживаниях его лучшего друга. Книга оформлена как дневник и очень легко читается.
- Мариам Петросян «Дом, в котором». Эта книга будет интересна и понятная детям чуть старше, 14-16 лет. Ее также рекомендуется прочесть детям с ограниченными возможностями, либо если в окружении подростка есть такие дети. Герои произведения живут в интернате для детей-инвалидов (хотя прямо об этом не говорится). В книге подробно описывается каждый персонаж, их характеры и типажи. Отдельное внимание уделяется теме ограниченных возможностей. Очень хорошее произведение, хотя и тяжеловатое для восприятия.
- Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». Эта книга для тех, у кого есть трудности и проблемы с учителями. Произведение позволяет посмотреть на учителя другими глазами и понять, что учитель тоже человек со своими проблемами и чувствами. «Во всей этой школе, кроме одного человека, никому нет до меня дела, и то же самое дома и на улице». Это цитата одного из персонажей книги. Разве мало подростков, которые испытывают те же чувства? Думаю, что не мало. И персонажей в этой книге не мало, любой подросток сможет увидеть в этой книге свою (или очень похожую) проблему, а также найти варианты ее решения.
- Анатолий Алексин «Безумная Евдокия». Книга для тех, кто не ценит и не уважает своих родителей. Конечно, такого подростка вряд ли родители смогут уговорить прочесть эту книгу, ну а вдруг. Но произведение стоит прочесть даже тем, у кого с родителями нормальные отношения.
- Владимир Железников «Чучело». История шестиклассницы, которая попадает в тяжелую ситуацию, о том, как она из нее выходит. Книга о красоте человеческой души, о благородстве, самопожертвовании маленькой девочки.
- Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Время всегда хорошее». История о современной девочке, которая из 2018 года попала в 1980. И мальчике, который перенесся из своего времени (1980 год) на место этой девочки. Авторы задаются вопросом: где лучше: там или здесь? Что интереснее: играть во дворе или на компьютере? Общаться в чате или глядя на собеседника? И главный вопрос: когда было лучше тогда или сейчас? Или может быть время всегда хорошее и зависит от того, как ты сам всё воспринимаешь. Очень хорошее произведение. Рекомендую!
Я бы добавила еще в этот список обязательной для прочтения литературы Есенина, Пушкина, Маяковского, Некрасова. Без поэзии вообще трудно представить литературу. Конечно, не все произведения этих поэтов можно читать детям, но некоторые прочесть стоит.
Запрещенные произведения
Есть и такие книги, которые крайне нежелательно читать подросткам. А некоторые – категорически нельзя. Список не такой большой, но и не маленький, и родителям стоит запомнить названия этих книг, чтобы не допустить их прочтения детьми.
Подводим итог
Скажу вам откровенно, почитав отзывы и рецензии к некоторым книгам, я не могла уснуть. Как подумаю, что моему ребенку может попасть в руки такая бредятина – в холодный пот бросает.
Получение любой информации должно быть продуманным и дозированным. И, конечно же, при выборе литературы, следует учитывать увлечения и психологическое состояние ребенка, его тонкую душевную организацию. Если ребенок, например, очень трогательно относится к собакам, то не стоит ему читать «Му-му». Понятно, что наша жизнь состоит не только из ярких и приятных событий, но может быть не стоит лишний раз травмировать психику ребенка?! Ему и так нелегко.
Оля Светлова