Домашнее обучение: за и против

Советская школаЯ уверена, что мне повезло в жизни – я училась в советской школе. Последние несколько лет школы, правда, были уже в другом государстве, но на тот момент система образования еще не претерпела серьезных изменений. В мое время среднее школьное образование было обязательным для всех, никаких домашних обучений и в помине не было.

Начиная с пятого класса, мы сдавали переходящие экзамены, учили билеты, кто-то писал шпаргалки, но было здорово, кто бы там, что не говорил о советском периоде. Прошу заметить, что мы сдавали настоящие нормальные экзамены, а не тестирование, рассчитанное на умственно отсталых детей. Говорю так жестко, потому что именно так думаю.

В 11 классе, когда мы собирались сдавать выпускные экзамены, нам сообщили, что четыре экзамена будут проходить в виде тестов: алгебра, геометрия, русский язык и литература, история. А два с билетами – физика и английский язык. Так вот, к четырем экзаменам, по которым были тесты, у нас не готовился ни один человек в классе! И сдали все! Даже те, кто учился слабо, тесты сдали на 4 (по пятибалльной системе). Вот так вот.

Советское образование признавалось лучшим во всем мире, нет же, надо было перенять американскую систему тестирования. Где экзамен не сдаст только полный идиот. Потому что если ты хоть что-то в школе читал и учил, то по предложенным вариантам ответов, просто обязан сдать такой экзамен.

Кроме хорошего багажа знаний, мы выходили из школы во взрослую жизнь с нормальными представлениями о дисциплине, субординации и со способностью социализироваться в обществе.

Урок

Но в 1992 году законодательно было введено такое понятие, как «образование на дому» или «семейное образование» (хоумскулинг). И родители встали перед выбором: отдавать ребенка в массовую школу или оставить получать образование дома?

Разговоров и споров по поводу домашнего образования ведется очень много, начиная с того самого 1992 года. И родители, и учителя так и не пришли к единому мнению в этом вопросе. Давайте попробуем разобраться в преимуществах и недостатках такого образования. Но сначала пару слов о том, какие формы домашнего обучения существуют.

Формы домашнего обучения

Анскулинг – абсолютный отказ от посещения школы и вообще школьной программы. Сторонники анскулинга уверены, что вполне самостоятельно могут определить как, сколько и чему учить своего ребенка. Уверены в том, что общепринятое среднее образование никому не нужно, а также государственное тестирование и прочие экзамены. Самое печальное последствие анскулинга, что к 16 годам ребенок уже никак не сможет наверстать упущенное и изучить необходимый минимум знаний, требующийся для поступления в ВУЗ, а значит, не сможет приобрести никакую профессию. К моей огромной радости, анскулинг в России категорически запрещен.

Домашнее обучение – персональные занятия со школьными преподавателями на дому, написание контрольных, сдача экзаменов и пр. Оформляется при отсутствии возможности ребенку самостоятельно посещать школу, основанием служит заключение врача о наличии медицинских противопоказаний.

Частичное домашнее обучение – посещение школы на несколько занятий в день или в неделю. Часть инклюзивного образования для детей с особыми потребностями. Также можно оформить только по заключению медицинских работников.

Персональные занятия

Экстернат – автономное обучение на дому со сдачей экзаменов и контрольных, без посещения школы. Можно оформить у руководства школы, исключительно по договоренности с администрацией учебного заведения. Надо сказать, что не многие школы на это соглашаются.

Дистанционное образование – обучение через интернет, общение с преподавателями по скайпу или на форуме, выполнение домашних заданий, контрольных и экзаменов в режиме онлайн. Также согласовывается и оформляется у администрации учебного заведения.

Плюсы домашнего обучения

У домашнего обучения, как и у любого другого мероприятия, есть свои плюсы и минусы. Для начала разберемся с плюсами.

Плюсы называли родители-сторонники домашнего обучения, итак:

  • Ребенок занимается, когда хочет и как ему удобно.
  • Отсутствует давление со стороны сверстников, старшеклассников и учителей.
  • Отсутствует необходимость соблюдать ненужные (???) школьные правила.
  • Контроль развития моральных и этических норм у ребенка.
  • Ребенок может жить по естественным биологическим часам.
  • Выбор в изучении особых предметов: искусство, иностранные языки (какие хочется, а ни какие предоставлены в школе), архитектуру и пр. с детства.
  • Обучение в домашней обстановке существенно снижает риск получения школьных трав, проблем с осанкой и зрением.
  • Индивидуальный подход к обучению помогает воспитать личность.
  • Сохранение тесного контакта ребенка с родителями, исключено чужое влияние.
  • Возможность освоить школьную программу меньше, чем за 10 лет.
  • Отсутствие обязательных прививок.

Большинство плюсов достаточно спорные. Например, о снижении риска проблем с осанкой и зрением. Можно подумать, что в домашней обстановке ребенок не может их испортить. Или что касается чужого влияния. Дети сейчас так много времени проводят в соц.сетях, что попасть под чужое влияние еще проще, чем в школе.

Ребенок в ноутбуке

Кто сказал, что школьные правила ненужные? Что плохого в их соблюдении? Я лично не понимаю. У ребенка отвалятся ноги, если он будет вставать, когда входит учитель? Или на ребенка негативно повлияет участие в новогоднем утреннике? Мне кажется, эти плюсы – полная ерунда. Что касается прививок – это вообще отдельная тема, но я ей все-таки уделю пару слов.

Я сторонник другой точки зрения и уверена, что прививки важны и нужны. Аргументирую. Те, кто считают, что прививки не нужны, утверждают, что они наносят вред здоровью ребенка, а обязательная вакцинация вообще нарушает его права. Одна моя знакомая – противник прививок – сказала: «Где ты видела оспу или краснуху? Я вот своему ребенку прививки не делаю и все нормально». Отчасти да, пока все нормально. А теперь давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны – с научной.

Когда таких вот «грамотных» мамочек станет много, эпидемиологическая ситуация начнет меняться и «побежденные» болезни, такие как оспа или та же краснуха, снова вернуться. Только вакцинация населения более 70% сможет гарантировать здоровье основной массе людей, и особенно детей. Но эти мамочки об этом не знают, а точнее не хотят знать, им проще отказаться и «спасти» своего ребенка от вредной прививки, а о последствиях пусть думает кто-то другой.

Согласно заключению специалистов Всемирной организации здравоохранения, основная масса доводов тех, кто отказывается от прививания своих детей, не подтверждены научно и характеризуются как «опасное и тревожное заблуждение».

Вакцинация

Поэтому говорить об отсутствии прививок, как об одном из плюсов домашнего обучения, считаю крайне неправильным.

Минусы домашнего обучения

Минусов, надо сказать, немало и, на мой взгляд, они существенные, судите сами:

  • Ребенок не получает опыта социализации и взаимодействия с коллективом.
  • Требуется постоянный контроль со стороны родителей за процессом обучения.
  • Отсутствие дисциплины и необходимости работать в определенный период времени «от звонка до звонка».
  • Отсутствие опыта конфликтов и выхода из них со сверстниками и старшеклассниками.
  • Родители не всегда могут правильно обучить точным предметам, системному мышлению.
  • Гиперопека родителей в конечном итоге приведет к инфантилизму или эгоизму ребенка.
  • Ребенок привыкнет к образу «не такого как все», ему будет гораздо труднее во взрослой жизни.
  • Житейская неопытность и недостаток общения в школе скажется при начале самостоятельной жизни.
  • Навязывание родителями нетрадиционных взглядов и жизненных ценностей ограничивают развитие ребенка.
  • Трудности при поступлении в ВУЗ и при обучении в нем.

Мне кажется, что вопрос домашнего обучения должен подниматься в том случае, если ребенок по состоянию здоровья действительно не может посещать школу. Либо если семья часто переезжает из города в город (уж не знаю, по какой причине), в последнем случае оптимальным будет, конечно, дистанционное образование. Либо семья проживает в небольшом поселке, а до приличной школы слишком далеко и нет возможности ежедневно возить туда ребенка.

Персональные занятия или частичное посещение школы необходимы тяжелобольному ребенку, при некоторых особенностях развития (аутизм, СДВГ) или ограниченных возможностях, усыновленному ребенку с тяжелой педагогической запущенностью.

Временное домашнее обучение (на один учебный год) – на период восстановления и реабилитации после перенесенных тяжелых травм, серьезных заболеваний и т.д. В отдельных случаях на экстернат имеет смысл перевести одаренного ребенка с аутичными чертами личности. Индивидуальное обучение точно не подойдет общительному и активному ребенку, а также ленивому и неспособному к самодисциплине.

Ленивый ребенок

Необходимость домашнего обучения должна обуславливаться несколькими факторами – образом жизни родителей и особенностями развития (здоровья) ребенка. Если, например, семья проживает в городе, а мама с папой ходят ежедневно на работу, то какой смысл переводить ребенка на такую форму обучения? Нанимать педагогов по всем предметам – вопрос: зачем тогда маме работать, если все деньги будут уходить на оплату таких услуг? Для самостоятельной формы обучения все равно нужен кто-то взрослый, кто будет проводить по несколько часов с ребенком, заниматься с ним, контролировать ход выполнения самостоятельных заданий. Сомневаюсь, что этим будут в состоянии заниматься родители, отработавшие весь день в офисе.

На домашнее обучение, на мой взгляд, можно перевести ребенка, который подает серьезные надежды в спорте, например. То есть ребенок будет заниматься спортом и параллельно получать среднее образование, больше тратить времени на тренировки и подготовку к соревнованиям. Отлично, если в такой семье мама не работает, и может тратить свое время на развитие своего ребенка в полной мере.

Подведем итог

Убеждена, что домашнее обучение подходит не всем детям и родителям. Неоднократно посещала форумы и читала аргументы сторонников такого образования. То, что пишут эти взрослые мамы и папы, у меня лично в голове не укладывается. Приведу несколько особо ярких примеров: «Хочу спасти своего сына от перемалывающей личность школьной системы», «Как вспомню школьные экскурсии, сразу плохо становится. Кому это вообще нужно?», «Кому нужны эти таблицы умножения и Менделеева, они, что в жизни пригодились?». Читала, и плакать хотелось. Чему могут научить такие родители своего ребенка на домашнем обучении? Мне искренне жаль детей этих родителей.

А еще вспомнила слова из биографии Ломоносова: «Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения». В голове только одна мысль: «Хорошо, что у Ломоносова не было таких родителей, как участники форумов за домашнее обучение».

Ломоносов

Я была шокирована такими аргументами, ну не те это доводы, чтобы ребенка переводить на такую форму образования. Мне кажется, разумные взрослые люди в принципе не могут оперировать такими «доводами». А ведь родители, переведшие своего ребенка на домашнее обучение должны быть мудрыми, образованными и ответственными, умеющими правильно организовать не только свое время, но и время, и обучение своего ребенка. А много ли среди нас таких, а среди таких вот сторонников?

И еще. Школа дает не только знания, школа воспитывает, приобщает детей к культуре, дисциплинирует, приучает к регулярным усилиям по самоорганизации. Вы уверены, что прочитав дома гору книг, ваш ребенок научиться тому же, чему его ровесники в школе? А также задумайтесь, как ваш ребенок будет проходить социализацию, сидя на диване с пряником в одной руке и хорошо, если с книгой в другой, а может и с планшетом, или смартфоном. Хорошее, качественное домашнее образование — это большой труд и большая ответственность родителей. Если вы можете это сделать – дерзайте! Если нет – не мучайте собственного ребенка, и не усложняйте ему и без того не простую жизнь.

Елена Белоконова

Оцените автора - (Пока оценок нет)
Загрузка...

 

Комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *