Какие игры и упражнения помогут учимся определять время по часам?

Изучаем часыКогда малыш научится считать до 60 и выполнять простые арифметические действия, можно приступать к изучению времени по часам. Запомнить все закономерности и повысить познавательный интерес к теме помогут специальные игры и упражнения.

С чего начать обучение?

Сначала нужно познакомить ребенка с часовым механизмом: его разновидностями и устройством, назначением циферблата и стрелок. Можно смастерить модель своими руками, чтобы малыш практически усвоил принцип работы устройства.

Затем объяснить непреложные истины (не все сразу, конечно, а постепенно):

  • Куда идут стрелки (только вперед, вернуть назад его нельзя!).
  • Что они обозначают (расстояние, «пройденное» временем).
  • Сколько «шагов» делает по кругу секундная стрелка (тут можно даже посчитать ее шаги по ходу движения).
  • Чем отличаются стрелки друг от друга, на что указывают.
  • Когда на часах показано «ровное» время (когда минутная сделала полный круг и стоит на «12»).
  • Как назвать точное время (2ч 25 мин).
  • Что значит «половина», «четверть».
  • Когда говорят без пятнадцати (двадцати) минут.
  • Как можно назвать время по-разному (30 минут – полчаса, 45 минут – без пятнадцати или без четверти).

Мальчик с часами

По мере изучения времени, полученные знания закрепляются с помощью игр и специальных упражнений.

Упражнения для развития умения понимать время по часам

Для лучшего запоминания разновидностей стрелок, определения их места на циферблате можно выполнить упражнение «На какой цифре стрелка». Сначала ребенок называет цифру, на которой остановилась минутная стрелка, потом – где стоит часовая. Когда ребенок усвоит, где какая стрелка, задачу усложняют – передвигают обе стрелки, но просят назвать местонахождение одной из них. Еще вариант – малыш называет, на каком числе стоит минутная, а на каком – часовая.

Улучшить понимание времени помогут такие занятия:

  • Наблюдение за секундной стрелкой и смещением минутной: когда она сместилась, на сколько шагов.
  • Засекание времени на какой-либо вид деятельности: за какое время ребенок соберет игрушки, переоденется, посмотрит мультфильм.
  • «Который час» — взрослый показывает разное время, а ребенок определяет, который час, и наоборот – взрослый называет, а ребенок устанавливает стрелки.
  • «Когда будем гулять» — взрослый предлагает ребенку определить, в какое время пойдут на прогулку (будут смотреть мультфильм, нужно будет вынимать пирог из духовки), если до этого момента осталось ждать 5 (10, 15) минут.

Прозрачные часы

Половину и четверть часа можно изучить с помощью практических упражнений:

  • На нарисованном циферблате поделить количество «шагов» стрелки пополам (60 – половина 30) или на 4 части (по 15). Заштриховать каждый промежуток, объяснить, как влияет расположение стрелки в этих точках на название времени.
  • Разрезать бумажный круг пополам, сравнить наложением. Выложить половинки на циферблат, найти середину круга, определить в каком месте будет половина. Потренироваться находить половину часа (половина шестого – значит, половина до шести или половина после пяти). Аналогично проводится работа с четвертями.
  • Нитью замеряют диаметр круга, отрезают. Складывают пополам (2 равные части), накладывают половину на диаметр, определяют, в какой точке стрелка «проходит» половину пути. Аналогично находят точки, где стрелка проходит (нитку делят на четыре равных части) или где ей остается пройти четверть.

Игры на закрепление навыка определения времени по часам

Изучаем время по часам

Заинтересовать ребенка и улучшить понимание времени по часам помогут такие игры:

  • «Да или нет?» — ребенку задают вопрос: «Сейчас 5 часов?». Он либо подтверждает сказанное, либо отрицает. Постепенно вопросы усложняются: «Сейчас пятый час?», «На циферблате минутная стрелка показывает 5 минут?»
  • «Распорядок дня» — в совместной деятельности с малышом определяются режимные моменты героя (или самого ребенка) на каждый час. Например, в 7 ч – подъем, в 8 ч – завтрак. Все действия зарисовывается на карточке, с обратной стороны пишется время (в любом формате). После такой подготовки можно приступать к игре: взрослый показывает время, а малыш ищет нужную карточку, или наоборот, родитель показывает карточку, а ребенок устанавливает стрелки в нужное положение.
  • «Секундомер» — ребенку предлагают засечь время, выполнить действие (например, прыгнуть 10 раз) и посчитать, сколько минут (секунд) он на это потратил.
  • «Таймер» — задание аналогичное, но в этот раз ребенок старается выполнить действия в указанный промежуток времени: например, прыгнуть 10 раз за 30 секунд.
  • «Установи нужное время» — ведущий показывает время, записанное цифрами (03:15). Задача ребенка – установить это время на своих часах.
  • «Лото» — игроки получают карточки, на которых изображены часы с разным временем. Ведущий вынимает карточки (на них записано время цифрами), произносит вслух то, что на них указано. Игроки закрывают фишками часы с таким же временем. Побеждает тот, у кого все ячейки окажутся закрытыми.
  • «Найди часы» — перед ребенком несколько часов с разным временем. Его задача – найти те, на которых установлено определенное время (например, полвосьмого).
  • «Память» — на столе выкладываются парные карточки с изображением часов. Игроки по очереди переворачивают по две карты. Если на них изображено одно и то же время – игрок забирает их себе и делает еще один ход. В противном случае право хода переходит сопернику. Побеждает тот, кто соберет больше карточек.

Постоянные мотивации, поддержание заинтересованности, игровые методики помогут быстрее понять принцип работы часов. Важно показать детям практическую значимость умения определять время по часам: «Посмотри, который час», «Засеки 20 мин», «Гулять будем 20 минут, когда нам нужно идти домой?». Зная, что это действительно нужно, ребенок не будет чувствовать, что он зря теряет время.

Оцените автора - (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

 

Комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *