Почему я не рекомендую заниматься с детьми по системе Монтессори и считаю эти занятия пустой тратой денег

Раннее развитиеВ наше время стремительного развития технологий и постоянно движущегося вперед прогресса, чтобы чего-то достичь, нужно быть всесторонне развитым и высокообразованным человеком. Многие родители, к счастью, это понимают и стараются с детства вложить в своих детей по максимуму. Порой, не понимая, что тем самым они лишают своего ребенка радости и беззаботности детства. Я согласна, что заниматься с детьми нужно обязательно, но всему свое время. Существует огромное количество различных методик раннего развития. Условно можно поделить их на две группы: физического и общего развития. Как говорится, на любой вкус. Выбирать есть из чего.

Виды и основополагающие принципы методик

Методика Никитиных

Еще в советское время супруги Никитины рассказывали, что с самого рождения ребенку нужно помогать становиться самостоятельной личностью. С момента, когда малыш научился ползать, не рекомендуется его в чем-либо ограничивать (я категорически не согласна с этим!).

Методика Никитиных

Главная цель этой методики – не мешать детскому развитию, не заставлять ребенка что-либо делать, а создавать условия для самореализации и самосовершенствования. Свобода и самостоятельность, но в тоже время постоянное участие в жизни ребенка. Не быть равнодушным к его успехам или неудачам.

Методика Л. Китаева и М. Трунова

Эта методика направлена на развитие двигательных способностей ребенка, способствует развитию врожденных рефлексов. Ребенка берут подмышки и подбрасывают, затем вращают вокруг себя, взяв его за руки и за ноги (когда ребенок становится постарше). Приобретенные навыки и умения в дальнейшем отрабатываются и усовершенствуются в спортзалах, в спортивных играх и упражнениях.

Педагогика Монтессори

Основной принцип: ребенок развивается самостоятельно. В специализированных школах и садах, работающих по этой методике, ребенка окружают различными предметами, чтобы он (ребенок) учился познавать окружающий мир и не боялся экспериментировать. Задача воспитателей не ограничивать, а направлять детей.

Вальдорфская педагогика

Согласно этой методике обучение ребенка делится на несколько этапов:

  • до 7 лет: ребенок получает знания и навыки путем подражания взрослым.
  • с 7 до 14: подключаются эмоции и чувства.
  • с 14 – подключают логику.

Вальдорфская педагогика

Эта методика не приемлет раннее интеллектуальное развитие в принципе. Авторы данной методики уверены, учить детей чтению нужно начинать с 3 класса. До школы дети могут только играть игрушками. Компьютерные игры, телевизор и даже мультики, по мнению авторов, детям не нужны.

Методика Глена Домана

Автор утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного. Программа обучения состоит из четырех направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедических знаний.

Методика Сесиль Лупан

Методика основана на принципах предыдущей, только слегка в упрощенном виде. Автор предлагает больше разговаривать с малышом, причем с первых минут его появления на свет. Таким образом, ребенок будет привыкать к родному языку. А как только ребенок начнет говорить сразу же нужно начинать учить читать.

Кубики Зайцева

Самая популярная методика на сегодняшний день. Автор разработал целое пособие по обучению детей письму, чтению, английскому языку и математике.

Принцип данной методики заключается в том, что дети обучаются с помощью различных звуков, воспроизводимых специальными яркими и интересными кубиками. А также распевая веселые песенки. Обучение происходит в игровой форме, что очень нравится детям и родителям. И самое главное – без особых усилий.

На втором месте по популярности находится методика Монтессори.

Методика Монтессори

И если с кубиками Зайцева все предельно ясно и я, во многом, согласна с придуманной ним, системой обучения, то методика Монтессори вызывает массу вопросов и неоднозначное отношение. Давайте узнаем о ней более подробно.

Недостатки методики Монтессори

Как у любой другой, у методики Монтессори есть свои плюсы и минусы. Изначально, когда Монтессори придумывала эту методику, она была рассчитана на детей с ограниченными способностями и направлена на то, чтобы помочь таким детям приспособиться к реальной жизни. И только потом адаптирована под современных детей.

К плюсам можно отнести:

  • Помогает ребенку самообучаться.
  • Не имеет системы наказаний, критики и принуждения (не считаю это плюсом).
  • Дети начинают намного раньше читать и писать (очень спорный довод).
  • Индивидуальный подход к каждому.
  • Разделение детей в группы по интересам, а не по возрасту.
  • Учит самостоятельно принимать решения.
  • Сколько и чем заниматься – решает сам ребенок.

Некоторые плюсы данной системы лично у меня вызывают вопросы. А самое главное: для того чтобы научить ребенка всему вышеперечисленному, совершенно не обязательно обучать его по какой-то конкретной методике и платить кучу денег за спецсадик или школу.

Музыкальный уголок

Что касается минусов, то они как раз-таки мне понятны и я с ними согласна:

  1. Воспитатель не имеет авторитета. Для нашего менталитета и системы воспитания, как мне кажется, это не приемлемо.
  2. Отсутствие игр. Автор методики была уверена, что это мешает полноценному развитию ребенка. В комнате, где занимались дети, не было ни одной игрушки! Считаю это главным недостатком данной методики. Дети должны играть, в процессе игры они учатся многим вещам, необходимым в реальной взрослой жизни.
  3. Запрет на сказки. В таких группах они запрещены. Монтессори считала, что сказки ничего кроме вреда не приносят. Опять же категорически не согласна. Наши сказки учат добру, дружбе, преданности, несут незаменимый поучительный смысл.
  4. Отсутствие творческого развития и способностей детей (все по тем же причинам). Обучение музыке и рисованию отсутствует в данной методике. Такой подход не позволяет развиваться детской фантазии, что в итоге приведет к существенным потерям в эмоциональном развитии ребенка.
  5. Индивидуальный подход. Как ни странно, но в этом тоже ничего хорошего. Ребенок общается только с воспитателем и работает в одиночестве. Тем самым, задерживается его социальное развитие (заключение специалистов). Не приобретаются навыки общения и коммуникабельности, так необходимые во взрослой жизни.
  6. Высокая цена на занятия в Монтессори-центрах и группах.

Подводя итог

Изучив принципы методики Монтессори, прихожу к выводу, что платить деньги за то, чтобы твоего ребенка сделали закрытым для общения, неполноценным и эмоционально недоразвитым, как минимум глупо. Может быть я слишком категорична – не знаю. Но я считаю, что любой нормальный родитель должен сам заниматься воспитанием и развитием своего ребенка.

Мама и ребенок

Вполне возможно, что вы будете использовать некоторые пункты из разных методик, но не отдавайте предпочтение только одной какой-то системе. И еще: больше разговаривайте со своим ребенком, старайтесь не использовать слова-паразиты и уж тем более жаргонные слова. Читайте вместе, ходите на экскурсии, в походы, занимайтесь спортом, рассказывайте интересные истории из своего детства, придумайте совместное хобби. И только тогда ваш ребенок будет счастливым и всесторонне развитым!

Оля Светлова


 

Комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *