В наше время стремительного развития технологий и постоянно движущегося вперед прогресса, чтобы чего-то достичь, нужно быть всесторонне развитым и высокообразованным человеком. Многие родители, к счастью, это понимают и стараются с детства вложить в своих детей по максимуму. Порой, не понимая, что тем самым они лишают своего ребенка радости и беззаботности детства. Я согласна, что заниматься с детьми нужно обязательно, но всему свое время. Существует огромное количество различных методик раннего развития. Условно можно поделить их на две группы: физического и общего развития. Как говорится, на любой вкус. Выбирать есть из чего.
Виды и основополагающие принципы методик
Методика Никитиных
Еще в советское время супруги Никитины рассказывали, что с самого рождения ребенку нужно помогать становиться самостоятельной личностью. С момента, когда малыш научился ползать, не рекомендуется его в чем-либо ограничивать (я категорически не согласна с этим!).
Главная цель этой методики – не мешать детскому развитию, не заставлять ребенка что-либо делать, а создавать условия для самореализации и самосовершенствования. Свобода и самостоятельность, но в тоже время постоянное участие в жизни ребенка. Не быть равнодушным к его успехам или неудачам.
Методика Л. Китаева и М. Трунова
Эта методика направлена на развитие двигательных способностей ребенка, способствует развитию врожденных рефлексов. Ребенка берут подмышки и подбрасывают, затем вращают вокруг себя, взяв его за руки и за ноги (когда ребенок становится постарше). Приобретенные навыки и умения в дальнейшем отрабатываются и усовершенствуются в спортзалах, в спортивных играх и упражнениях.
Педагогика Монтессори
Основной принцип: ребенок развивается самостоятельно. В специализированных школах и садах, работающих по этой методике, ребенка окружают различными предметами, чтобы он (ребенок) учился познавать окружающий мир и не боялся экспериментировать. Задача воспитателей не ограничивать, а направлять детей.
Вальдорфская педагогика
Согласно этой методике обучение ребенка делится на несколько этапов:
- до 7 лет: ребенок получает знания и навыки путем подражания взрослым.
- с 7 до 14: подключаются эмоции и чувства.
- с 14 – подключают логику.
Эта методика не приемлет раннее интеллектуальное развитие в принципе. Авторы данной методики уверены, учить детей чтению нужно начинать с 3 класса. До школы дети могут только играть игрушками. Компьютерные игры, телевизор и даже мультики, по мнению авторов, детям не нужны.
Методика Глена Домана
Автор утверждал, что развитие эффективно лишь в период роста головного мозга – то есть до семи лет. Главная задача взрослых – сохранить и преумножить огромный потенциал новорожденного. Программа обучения состоит из четырех направлений: физического развития, умения считать, умения читать и энциклопедических знаний.
Методика Сесиль Лупан
Методика основана на принципах предыдущей, только слегка в упрощенном виде. Автор предлагает больше разговаривать с малышом, причем с первых минут его появления на свет. Таким образом, ребенок будет привыкать к родному языку. А как только ребенок начнет говорить сразу же нужно начинать учить читать.
Кубики Зайцева
Самая популярная методика на сегодняшний день. Автор разработал целое пособие по обучению детей письму, чтению, английскому языку и математике.
Принцип данной методики заключается в том, что дети обучаются с помощью различных звуков, воспроизводимых специальными яркими и интересными кубиками. А также распевая веселые песенки. Обучение происходит в игровой форме, что очень нравится детям и родителям. И самое главное – без особых усилий.
На втором месте по популярности находится методика Монтессори.
И если с кубиками Зайцева все предельно ясно и я, во многом, согласна с придуманной ним, системой обучения, то методика Монтессори вызывает массу вопросов и неоднозначное отношение. Давайте узнаем о ней более подробно.
Недостатки методики Монтессори
Как у любой другой, у методики Монтессори есть свои плюсы и минусы. Изначально, когда Монтессори придумывала эту методику, она была рассчитана на детей с ограниченными способностями и направлена на то, чтобы помочь таким детям приспособиться к реальной жизни. И только потом адаптирована под современных детей.
К плюсам можно отнести:
- Помогает ребенку самообучаться.
- Не имеет системы наказаний, критики и принуждения (не считаю это плюсом).
- Дети начинают намного раньше читать и писать (очень спорный довод).
- Индивидуальный подход к каждому.
- Разделение детей в группы по интересам, а не по возрасту.
- Учит самостоятельно принимать решения.
- Сколько и чем заниматься – решает сам ребенок.
Некоторые плюсы данной системы лично у меня вызывают вопросы. А самое главное: для того чтобы научить ребенка всему вышеперечисленному, совершенно не обязательно обучать его по какой-то конкретной методике и платить кучу денег за спецсадик или школу.
Что касается минусов, то они как раз-таки мне понятны и я с ними согласна:
- Воспитатель не имеет авторитета. Для нашего менталитета и системы воспитания, как мне кажется, это не приемлемо.
- Отсутствие игр. Автор методики была уверена, что это мешает полноценному развитию ребенка. В комнате, где занимались дети, не было ни одной игрушки! Считаю это главным недостатком данной методики. Дети должны играть, в процессе игры они учатся многим вещам, необходимым в реальной взрослой жизни.
- Запрет на сказки. В таких группах они запрещены. Монтессори считала, что сказки ничего кроме вреда не приносят. Опять же категорически не согласна. Наши сказки учат добру, дружбе, преданности, несут незаменимый поучительный смысл.
- Отсутствие творческого развития и способностей детей (все по тем же причинам). Обучение музыке и рисованию отсутствует в данной методике. Такой подход не позволяет развиваться детской фантазии, что в итоге приведет к существенным потерям в эмоциональном развитии ребенка.
- Индивидуальный подход. Как ни странно, но в этом тоже ничего хорошего. Ребенок общается только с воспитателем и работает в одиночестве. Тем самым, задерживается его социальное развитие (заключение специалистов). Не приобретаются навыки общения и коммуникабельности, так необходимые во взрослой жизни.
- Высокая цена на занятия в Монтессори-центрах и группах.
Подводя итог
Изучив принципы методики Монтессори, прихожу к выводу, что платить деньги за то, чтобы твоего ребенка сделали закрытым для общения, неполноценным и эмоционально недоразвитым, как минимум глупо. Может быть я слишком категорична – не знаю. Но я считаю, что любой нормальный родитель должен сам заниматься воспитанием и развитием своего ребенка.
Вполне возможно, что вы будете использовать некоторые пункты из разных методик, но не отдавайте предпочтение только одной какой-то системе. И еще: больше разговаривайте со своим ребенком, старайтесь не использовать слова-паразиты и уж тем более жаргонные слова. Читайте вместе, ходите на экскурсии, в походы, занимайтесь спортом, рассказывайте интересные истории из своего детства, придумайте совместное хобби. И только тогда ваш ребенок будет счастливым и всесторонне развитым!
Оля Светлова
бред ! М.считала, что сказки дети не понимают без наглядного изображения, т.к. представить то, чего нет еще в опыте, например тридевятое царство ребенок до лет так 6 не модет, пока ему не покажут наглядный пример, я не помню до лет 5 ни одной сказки… а вот практические вопросы оч отчетливо помню, мир в действии , так сказать… Музыку Монсессори метод любит, не детские потешки, а классику музыкальные инструменты, в методике Монссеро отводиться большой раздел знакомства с музыкой. По методике М. ребенок как нигде учится чутко воспринимать природу, звуки , физические свойства мира,его законы. Монтессори еще тогда знала что до 6 лет формируются миелоновые связи мозга и как нигода важно до 6 лет ребенку больше представить практический опыт, чтоб сформировать мозги, усидчивость и целеустремленность, а потом уже владея такими инструментами ребенок научится и петь и танцевать , и считать и писать…
Очень жаль, что автор судит так поверхностно! Метод гораздо глубже и в парой слов его не описать, а для того чтобы делать выводы, нужно больше вникнуть. Окунувшись в методику понимаешь, на сколько она естественна гармонична и сколько тонкостей в развитии детей учитывает.
Уважаемый автор,
«Изучив» методику по первым результатам «гугл-поиска» и приведя в своих выводах высокую стоимость, как аргумент Вашего отрицательного отношения к Методике, вы демонстрируете свою поверхностность.
Изучите труды Марии Монтессори. Их достаточно в открытом доступе на русском и английском языках.