Не говорящий ребенок – как я помогала дочери учиться говорить

не говорящий ребёнокРождение ребенка – огромное счастье для родителей. Долгожданной радостью для нашей семьи стало появление в ней нашего солнышка — доченьки Алины. Я получила абсолютно подарочного ребенка. Она отличалась отменным аппетитом и в первые месяцы много и с удовольствием спала. Небольшие капризы при прорезывании зубов были действительно незначительными. Моя малышка мужественно терпела, мусолила прорезыватель, сгрызла пару сосок. Общаясь с мамами на детской площадке, я чувствовала себя сказочно счастливицей.

Время шло, ее ровесницы уже радостно щебетали, а Алинка не желала разговаривать. Она издавала отдельные звуки, показывала ручкой, что ей нужно, но не стремилась к диалогу. Молча тянула ко мне ручки, могла долго перекладывать игрушки в манеже, не страдая от недостатка общения. Педиатр успокаивала, что в полтора года это нормально, каждый ребенок развивается индивидуально и нужно подождать. Мы ждали. Читали ей книжки, ставили ненадолго мультики, разговаривали. Она молчала и с интересом их смотрела.

Описывать долго не буду, скажу только, что не заговорила она ни в 2 года, ни в 2,5. Ей было уже почти 3, а я так и не услышала долгожданного «мама». Педиатр развела руками и направила к узким специалистам.

Трудный путь «Начало»

Это сегодня я спокойная мама, по вечерам делающая уроки со своей третьеклассницей. А тогда мой уютный мир рушился на глазах. Не хотелось осознавать, что моя лучшая в мире кроха не такая, как все. Именно поэтому, хочу сказать всем мамочкам, оказавшимся в такой же ситуации:

Если ребенок не говорит после 2 лет, не ждите! Чем старше малыш, тем сложнее будет справиться с проблемой. Не прячьте голову в песок, у вас нет времени, чтобы жалеть себя. Примите испытание как данность и начинайте действовать.

Для начала пройдите специалистов. Ищите профессионалов, если нужно или в чем-то сомневаетесь, сходите к нескольким врачам.

Обязательно нужно посетить:

  1. ЛОРа. Врач должен исключить проблемы со слухом. При подозрении на то, что малыш плохо слышит, он может направить на дополнительную консультацию к сурдологу.
  2. Невролога. Ищите хорошего специалиста. В точности выполняйте назначения.
  3. Психиатра. Часто расстройство речи вызвано задержкой психического развития. В раннем возрасте это успешно корректируется.

Проблем со слухом у Алины не выявили, психиатр под вопросом поставил РАС, ЗПРР, ЗРР. Выписали ноотропы и направление на ПМПК, поскольку доченьке нужен был коррекционный садик. Ей поставили третью, самую тяжелую степень задержки речевого развития.

не говорящий ребёнок

В садик мы попали не сразу, четыре месяца ждали очереди. А пока я начала перестраивать свою речь. Всем членам семьи нужно было научиться говорить медленно, нараспев. Психиатр объяснила, что часто ребенок просто не успевает уловить мысль из-за скорости речи взрослого. Сначала это сложно, потом вызывает удивление окружающих, поскольку начинаешь так разговаривать везде: в магазине, в транспорте, в парикмахерской.

Важно проговаривать все свои действия. Например: «Сейчас я пойду на кухню налить Алине чая». «Нужно снять куртку с вешалки. Мы идем гулять». «Алина посидит на стульчике, пока я помою посуду».

До этого у нас выработалось жестовое общение. Я прекрасно понимала, что в протянутую чашку нужно налить воды, сандалии требуется застегнуть. Конечно, она не молчала, мычание, обиженный плач, кидание игрушек, когда я стойко делала вид, что мне непонятны ее желания. Я уже не кидалась по первому зову выполнять дочкины капризы.

Переспрашивала: «Ты хочешь пить?» Брала протянутую чашку и уносила на место, вызывая протест со слезами. И вскоре услышала «Да», «Дай».

Мамой меня в этот период стали звать муж, бабушка и даже приходящие подруги радостно пели: «Мамочка, налей, пожалуйста, кофейку».

Через 2 месяца такого общения я держала ее за руку, стоя в магазине в очереди к кассе. Алина вырвала руку, вернулась в зал, взяла с нижней полки йогурт и, подойдя ко мне, сказала: «Мама, дай». У меня началась настоящая истерика. Окружающие не могли понять, что случилось, а я рыдала, потому, что мой трехлетний ребенок, впервые назвал меня мамой.

Коррекционный садик

После 4-х месячного ожидания мы получили направление и поехали устраиваться. Садик V вида, это маленький детский городок, включающий в себя детский сад и начальную коррекционную школу. Описываю так подробно, чтобы было понятно, насколько серьезной у нас была проблема с речью.

Такие специализированные садики предлагают 12-часовое содержание или 5-дневку, когда ребенок бывает дома только в выходные. Тратить ежедневно 4 часа на дорогу, для нас было неприемлемо, поэтому Алинку оформили в круглосуточную группу.

Важно! Ребенка нельзя забирать пораньше! Работники сада строго придерживаются правил, ведь для таких деток главное системность занятий, они должны жить по жесткому режиму, только тогда вырабатываются необходимые навыки.

У такого садика есть и плюсы и минусы. Плюсы очевидны: ежедневные занятия с логопедом, 3 раза в неделю с дефектологом, наш сад был оборудован самой современной медицинской аппаратурой. Заведующая подобрала исключительных профессионалов, любящих свое дело и детишек. Занятия по развитию мелкой моторики, рисование, лепка, мозаика. Дети дежурили, помогая нянечкам расставить чашки и тарелки. Алинке очень нравилось быть дежурной.

почему ребёнок не говорит

Основным минусом было то, что ребенок целую неделю был далеко от нас. Я и папа очень трудно к этому привыкали. Другие неприятности вылезли чуть позже.

Детишки в группе были примерно одного возраста. Мальчиков значительно больше, чем девочек. Из группы в группу переводили только в конце года после очередной комиссии. Одни малыши развивались лучше, другие хуже. У нашей девочки после полугода пребывания наметился явный прогресс. И тут она сдружилась и начала помогать самым отстающим детишкам, которые лепетали чего-то на лишь им понятном языке. Она стала им подражать, специально коверкая слова.

Благо, был уже конец года и ее перевели в другую группу. В общей сложности дочь ходила в этот садик с 3,3 до 6,5 лет. Он нам многое дал, пришли мы с очень ограниченным набором слов, ушли с приличным словарным запасом, умея строить короткие предложения.

Ушли потому, что в 6,5 лет составляются списки для коррекционной школы. Забирала на свой страх и риск, будучи твердо уверена: лучше быть троечницей в обычной школе, чем отличницей в коррекционной.

Не призываю следовать моему примеру. У меня спокойный ребенок, она не закатывала истерик, никогда не мешала другим детям, не задиралась на детской площадке.

Домашние занятия

Алина наконец-то дома. Но устроить в обычный садик такого взрослого ребенка не получилось. Нас просто не брали. Мне пришлось уйти на удаленную работу и искать для нее хорошего логопеда и дефектолога.

Совет: если в семье сложное материальное положение и предлагают оформить инвалидность, не отказывайтесь. Это дополнительные деньги, которые можно потратить на развитие ребенка, бесплатные занятия с логопедом и дефектологом. Снять группу гораздо легче, чем получить, достаточно просто не прийти на очередное освидетельствование.

Мы инвалидность не оформляли. Логопеда и дефектолога нашла на медицинском сайте, ориентируясь по отзывам. Занимались три раза в неделю.

Кроме этого, обязательные ежедневные домашние задания. Перерывы я делала только тогда, когда дочка температурила.

До сих пор ненавижу мыльные пузыри. Их выдувание тренирует мышцы щек. Мы вместе с ней надували шарики, когда лопались все, просто втягивали и надували щеки. Возможно, это многим покажется смешным, но я мазала тонкий слой шоколадной пасты на дно мелкой тарелки и давала ей слизывать, интенсивно работая языком.

мыльные пузыри

Ежедневная артикуляционная гимнастика перед зеркалом, включенные детские песенки, которые мы вместе разучивали, куча тематических картинок. Отдельно посуда, одежда, животные и растения и многое другое.

Мы вместе накрывали на стол и мыли посуду, я вытаскивала шнурки из кроссовок и просила Алинку вставить их, пока я собираюсь.

Я научила ее пришивать пуговицы и нанизывать бусы. Еще мы учили стишки и потешки. Сначала короткие, потом подлиннее.

Сейчас читаю и сама удивляюсь. Кажется, что это занимает уйму времени и, ни на что другое, его просто не остается. Это не так. Многие задания воспринимаются, как увлекательная игра. Артикуляционная гимнастика занимает 15–20 минут. Рукоделие и собирание пазлов нравилось нам обеим.

Тяжелее всего было от постоянных разговоров и объяснений. Они продолжались дома и на улице. Часто я с нетерпением ждала часа, когда Алинка пойдет спать. Очень хотелось посидеть в тишине.

Сейчас ей десять. Она ходит в обычную школу, не любит физкультуру и рисование. По остальным предметам у нас пятерки. Конечно, она не стала супер общительным ребенком и душой компании, ей сложно пересказывать текст своими словами, но это такие мелочи. Моя доченька растет и развивается, учит младшую сестренку читать, плетет браслетики из бисера. И только я, время от времени вспоминаю магазин и себя, рыдающую у кассы после такого долгожданного «Мама».

Автор: Марина Иванцова

Оцените автора - (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

 

Комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *