Песенка о том, что в школе учат и писать, и читать, и делить, и умножать, видимо, была актуальна в момент ее создания. Потому что в 21 веке все совсем не так. Моему старшему сыну сейчас 13 лет. До школы я пыталась научить его читать, но он не проявил особого интереса, да я и не настаивала, думая, что школа сделает свое дело. Оказалось – все гораздо сложнее. Поэтому с младшей дочерью я решила поступить иначе.
Когда нужно приступить к обучению?
Как понять, готов ли ребенок начать учиться чему-либо? Причем это касается не только чтения – мы пытаемся понять, пора ли малыша высаживать на горшок, посещать садик, играть в сложные игрушки и т.д. Все дети уникальны, и точный возраст, когда это происходит, назвать нельзя.
Как определить готовность?
Перед тем как приступать к печатному тексту, психологи советуют оценить степень готовности детей.
Они должны:
- Говорить свободно целыми предложениями
- Четко выговаривать все (или почти все буквы)
- Хорошо слышать
- Иметь чувство ритма
- Прекрасно ориентироваться в пространстве
- Воспринимать текст на слух
Эти признаки, прежде всего, касаются физиологического развития малыша. А что с психологической составляющей?
Чтобы выяснить, точно ли ребенок готов начинать читать, надо провести несложный психологический тест:
- Прочитайте своему сыну или дочке одну сказку (или несколько небольших).
- Попросите нарисовать иллюстрации к ним.
- Если ребенок сделал это с удовольствием, попросите нарисовать первую букву сказки.
Если в этот момент малышу станет уже скучно, то вряд ли можно начинать учить его читать. Но если он наоборот – воодушевится заданием – смело приступайте к обучению.
Популярные методики обучения чтению ребенка
Если отталкиваться от перечисленных советов психологов, то получается, что грудных малышей все-таки обучать невозможно. Но их надо развивать, готовя к восприятию текста. С дочкой я решила остановиться на золотой середине – до 3,5 лет не приставала к ней с обучением, а просто читала ей вслух при каждом удобном случае.
Потом решила просмотреть все методики, чтобы выбрать подходящую. Оказалось их великое множество.
Вот самые популярные:
- Методика Глена Домана – американского врача, который предлагает начинать обучать чтению с рождения.
- Методика Николая Зайцева, основанная на системной подаче материала по принципу от частного к общему.
- Методика Сесиль Лупан, согласно которой дети сначала учат все гласные, потом согласные, после – буквосочетания и, в конце концов, слова.
- Метод Марии Монтессори – пожалуй, самый популярный на сегодня, ведь по нему ребенка учат читать в игровой форме.
Есть и другие менее известные методики, какую из них выбрать, решать только вам.
Моя дочь к 3,5 годам уже неплохо говорила, хотя и были проблемы со звуками «р», «ш» и «ж». Нас это не остановило, и мы решили попробовать все. Начали с самого раскрученного метода.
Метод Монтессори
Принцип такого подхода заключается в том, что для детей создается определенная среда, в которой они играют и развиваются, параллельно обучаясь. Можно отдать малыша в специальные группы, работающие по этой методике, но в принципе и дома это сделать вполне возможно.
- Предоставить чаду возможность самостоятельно выбирать занятие. Тогда для этого из его зоны видимости надо убрать все, что вы считаете для него неполезным.
- Все материалы должны находиться в свободном доступе.
- Ребенок должен заранее знать об определенных правилах и выполнять их.
- Взрослый может лишь наблюдать за работой малыша, но не оценивать ее.
- Малыш не должен ни с кем соревноваться и сравнивать себя с другими.
Признаться, соблюсти все это оказалось не так просто. И в конечном итоге я поняла, что дочка становится все более замкнутой (не помогли даже посещения групп) и уж точно не учится читать. Потому что когда ей предложили первый этап, обводить буквы, она воспользовалась правом выбора деятельности и ушла заниматься совсем другим делом. Тогда мы попробовали другой способ.
Кубики Зайцева
Когда у меня в руках оказался комплект этих кубиков, я поняла, что это не совсем кубики. Точнее, не все предметы из комплекта можно назвать кубиками – там встречаются и параллелепипеды. Все они разного размера, веса, цвета и издают разные звуки – одни гремят, другие стучат и т.д. Это заинтриговало, в чем же суть обучения?
- На кубиках изображены не буквы, а склады (гласная + согласная, отдельно гласная, отдельно согласная и согласная с мягким знаком). Также есть знаки препинания.
- У каждого склада свой цвет – так мальчики и девочки понимают, что для сложения слова надо положить рядом буквы, изображенные на разных фонах.
- Когда малыш из складов составляет слова, то он двигается от частного к общему. Следующий этап – словосочетания.
- Поскольку кубики – это вид игрушек, дети не воспринимают обучение как какой-то монотонный процесс. В течение «занятия» ваш сын или дочка могут свободно встать, сделать что-то другое, а потом вернуться к кубикам.
Такой метод подошел нам гораздо больше, и в итоге уже через месяц дочка начала читать слова четко, но с паузами между складами.
Попробовав почитать простой текст в книге, она продолжала также разбивать слова.
Чтобы в прямом и переносном смысле заполнить эти пробелы, пришлось воспользоваться методикой Глена Домана. Хоть она и рассчитана на совсем маленьких, нам она во многом тоже помогла.
Методика Глена Домана
Начав разбираться в этом методе, я поняла, что он довольно сложный. И если выполнять последовательно все рекомендации американского доктора, то начинать надо сразу после того, как ребенка привезли домой из роддома. Дочке требовалось уже совсем другое, и для помощи я взяла основной постулат методики: ЗАПОМИНАНИЕ СЛОВА ЦЕЛИКОМ.
- Я сама сделала карточки, на которых были изображены картинки и под ними – слова, обозначающие то, что нарисовано. (Например, «собака», «кошка», «дождь», «роза» и т.д.).
- Чтобы чаду было легче воспринимать написанное слово, гласные буквы были выделены розовым, а согласные – синим.
- Карточки показывались ей ежедневно, несколько раз по 3-5 штук.
Такие кратковременные занятия не утруждали дочь, но проблема была в том, что глядя на слова, она все равно продолжала читать их по складам. Тогда я попросила ее просто повторять слова за мной. Примерно через неделю она сама могла прочитать слово без пауз, чего мы и добивались.
Как правильно научить ребенка читать по слогам – советы логопеда
Читать отдельные слова дочь научилась к 4 годам, в 5 уже могла прочитать несложный текст, а к школе прочитала несколько детских книжек. Как оказалось, чтение текста не говорит о том, что ребенок умеет разделять слова на слоги, а именно этого от нее потребовали в первом классе. Пришлось заняться изучением слогов, обратившись за советом к логопеду.
Что рекомендовал логопед?
- Обучить дочь не буквам, а звукам: сначала гласные, потом сонорные согласные, потом все звонкие и наконец, все шипящие и глухие согласные.
- Составлять слоги из звуков, к примеру, не «Мэ, А», а «м-м-ма-а-а».
- Учить сначала простые слоги из двух букв.
- Когда ребенок поймет принцип составления простых слогов, можно переходить к словам из этих слогов: «ма-ма», «ма-ши-на», «де-ре-во» и т.п.
- Обязательно надо следить за тем, чтобы ребенок делал паузу между словами и не проглатывал ни одного звука (особенно это касается окончаний).
- Если ребенок все делает правильно, можно переходить к сложным слогам из трех и четырех букв.
Если малыш и даже школьник не выговаривает какие-то звуки, то надо не просто читать слоги, но делать перед этим разминку для языка. После разминки можно переходить к простым словам, состоящим из двух слогов, где в первом будет находиться «сложный» звук.
Примеры для «трудного» звука Р:
- Тра-тра-тра-ва
- Пра-пра-пра-во
- Кра-кра-кра-бы
- Бра-бра-бра-во
Таким образом, у малыша одновременно развивается навык чтения по слогам, и тренируется правильно произношение звуков.
Как не отбить у ребенка любовь к чтению?
Успехи чада радуют не только его родителей, но и самого ребенка. В этом я убедилась уже дважды. Но когда он уже добился результатов – научился хорошо, быстро и с удовольствием читать – наступает самое трудное: сохранить желание получать информацию из книг.
Моя дочка пока читает с удовольствием и не собирается забрасывать это дело. А вот с сыном – совсем другая история. Поскольку к школе он читать особо не умел, в отличие от одноклассников, пришлось быстро наверстывать упущенное. Разумеется, не обошлось в этом случае без давления. В результате сын научился бегло читать, но желание делать это у него полностью отпало.
Как вернуть желание ребенка читать?
- Собственным примером – читайте сами как можно больше и собирайте домашнюю библиотеку из хороших (!) книг.
- Заходите вместе с ребенком в книжный и, выбирая что-то себе, предоставьте полную свободу выбора чаду.
- Когда чадо хотя бы намекнет на то, что появилось что-то, что он не прочь почитать, надо сыграть в испорченный Интернет (все сломалось, придется пару дней подождать).
- Чаще разговаривайте с отпрыском, цитируя книги и обращаясь к ним за примером, – это войдет в привычку, и сын или дочь сами станут так делать.
Чтение может стать такой же естественной привычкой, как вежливые слова или использование носового платка. Главное – не сдаваться, ведь все знают, что делают терпение и труд!