1 сентября мой ребенок пошел в первый класс. Многие мамы меня поймут: это так волнительно и тяжело одновременно. Вот, казалось бы, совсем недавно учился ходить, потом мы учили его говорить, а теперь он гордо идет мимо других школьников, с огромным букетом, почти с него ростом. Учитель выводит их в центр для приветствия вновь образовавшихся школьников, играет гимн первоклассника, а у тебя слезы текут ручьем от трогательности момента. И ты понимаешь, что это только начало и предстоит много чего пройти и ему, и тебе. Школа – один из самых важных жизненных этапов в жизни каждого человека. Именно в школе человек учится находить общий язык с другими, учиться приспосабливаться и уживаться в коллективе, учиться отстаивать свою точку зрению, свои вещи, свою честь и гордость. Сколько всего предстоит…
И страшно не только нам, родителям, но и им – нашим детям. Только они еще не понимают куда попали, а мы отлично знаем, что такое коллектив и что люди в нем всегда самые разные. И хочется обнять его и защитить от всех проблем и разочарований, но тут же понимаешь, что без этих испытаний он не вырастет и не станет образованным, воспитанным человеком.
Мой ребенок шел в первый класс с волнением, но с удовольствием. Мы целый год ходили в нашу будущую школу на подготовительные занятия, и с учителем ребенок успел познакомиться. Дома я ему объясняла, что учитель – это человек, который поможет, если возникнут вопросы, что не нужно ничего бояться. Но сказать – это одно, а реальность – совершенно другое.
Две недели мы отходили без проблем, но тут вдруг оказалось, что в нашем классе есть драчун. Он болел и появился в школе только в середине сентября. И тут началось: «Я в школу не пойду!», «Олег дерется!», «Мне надоело туда ходить!», «Там невкусно кормят» и т.п. Причины, по которым мой сын не хотел идти в школу, появлялись все новые и новые. И моих уговоров уже было недостаточно. Я решила обратиться за помощью к своей знакомой – детскому психологу.
Основные признаки трудности адаптации
Психолог, к которому я обратилась, объяснила мне, что проблемы адаптации бывают почти у каждого ребенка. У одних детей это происходит в течение первого месяца школы, а другим и полгода будет недостаточно. Проблемы с адаптацией имеет явные признаки.
- Неуспеваемость
Самый частый знак. Конечно, у всех первоклассников иногда бывают проблемы в обучении. Но если проблемы имеют постоянный, а не эпизодический характер и присутствует нежелание учиться, то эти проблемы имеют психологическую основу. Ребенок чувствует неуверенность в собственных силах, из-за проблем с одним предметом снижается мотивация к изучению других и обучению в целом.
- Уход в себя
Рассеяность на уроках, не реагирует на вопросы или замечания учителя, не играет и не бегает на переменах. Это говорит о том, что ребенок переживает трудности с психологической адаптацией, и скорее всего, не только в школьном коллективе. Погружение ребенка в свой внутренний мир говорит о недостатке внимания со стороны родителей, в первую очередь. Наказывая своего ребенка в таком состоянии, вы получите еще более закрытого человека.
- Нарушение общепринятых норм поведения
Если ваш ребенок хорошо учится, но часто нарушает правила поведения, то корень проблемы также следует искать в сложностях адаптации. У такого поведения есть несколько объяснимых причин. Во-первых, так ребенок бунтует против непривычного школьного распорядка. Во-вторых, бунт может быть следствием антипатии к учителю (такое, кстати, часто случается, когда ребенку не нравится преподаватель) или непониманием некоторых предметов.
В-третьих, может свидетельствовать о недостатке внимания, что, в свою очередь, уже требует помощи психолога. И последняя причина: элементарная скука, если ребенок быстрее одноклассников изучает школьную программу и не знает, чем заняться на уроке.
- Бессодержательная речь
Это явление в психологии называется вербализм. Часто оно начинает проявляться у детей именно в период адаптации к школе. И встречается в основном у детей, у которых речевое развитие сильно опережает интеллектуальное. В данной ситуации не стоит завышать требования к первокласснику, это может только усугубить проблему. Лучше обратиться за помощью к специалисту, который протестирует образное мышление ребенка (с помощью лепки, рисования и других видов творческой деятельности). Не расстраивайтесь, но скорее всего, результаты, будут хуже, чем у погодок. С помощью грамотного психолога и постоянных тренировок можно существенно сократить разницу между развитием речи и образным мышлением.
- Лень
Конечно же, любой человек иногда позволяет себе лениться. Но в данном случае имеется в виду регулярное игнорирование заданий и нежелание прикладывать усилия. Лень вообще сложный феномен, наиболее остро проявляющийся как раз во время психологической адаптации первоклассника.
Итак, что же делать и чего не делать, чтобы помочь своему ребенку справиться с первыми школьными трудностями? Ведь помочь, а не навредить, наша самая важная родительская задача.
Как помочь ребенку?
В первые месяцы школы (особенно в сентябре-октябре)очень важно помочь ребёнку поверить в себя. Именно так ему будет легче адаптироваться к школе и новому коллективу.
Как это сделать:
- Проявляйте максимальный интерес к событиям, происходящим в школе, к одноклассникам вашего сына или дочери.
- Каждый вечер выслушивайте ребенка, его проблемы, переживания, пережитые эмоции. Иногда этого бывает вполне достаточно.
- Не повышайте голос и не критикуйте, если он что-то медленно делает или в чем-то неаккуратен.
Ни в коем случае не критикуйте ребенка при посторонних! - Обязательно учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации. Активным детям труднее усидеть на одном месте долгое время, а медлительным тяжело привыкать к школьному ритму.
- Чаще хвалите и поощряйте ребенка. И не только за учебные достижения и успехи.
- Не загружайте ребенка новыми кружками и секциями. Дайте ему привыкнуть к своему новому статусу – школьника.
- Не взваливайте на него слишком много домашних обязанностей, мотивируя это его новым статусом. Приучайте к самостоятельности потихоньку, как бы играя.
- Постарайтесь организовать и следите за соблюдением режима дня вашим ребенком. Для комфортной и скорейшей адаптации это также является важным моментом.
В заключение
Период адаптации мы пережили, можно сказать, успешно. Вопрос с хулиганом в нашем классе решился сам собой. Оказалось, что мальчик второгодник и это его четвертая школа, представляете? После многочисленных жалоб других родителей, его родители забрали и перевели в следующую по счету школу. С другими детьми проблемы были мелкие, вполне решаемыми, как и у нас в школе: этот карандаш забрал, этот обозвал, этот толкнул. То есть эти «проблемы» известны всем и каждый через них проходит.
По поводу адаптации к школе хочу сказать следующее: успех адаптации в большей степени зависит от родителей, поскольку учитель и школьный психолог только помощники. Основная задача лежит на наших с вами плечах.
Но не забывайте, что вы обязаны не только защищать, но и учить своего школьника преодолевать трудности самостоятельно. Сложно? Ну, а кто говорил, что родителем быть легко?!
Елена Ш.