Обучение в автошколе – один из лучших периодов в моей жизни, и дело даже не в молодом симпатичном инструкторе. С каждым занятием я все больше предвкушала, как лихо буду бороздить по дорогам города и махать из окна своей иномарки всем знакомым. После получения водительского удостоверения я долго боялась ездить за рулем одна, все время просила мужа меня сопровождать. Однажды я не заметила, как он уснул во время дороги, и проехала несколько километров, полагаясь лишь на свою опытность и уверенность. Тогда я поняла, что пора уже побороть этот страх вождения. Расскажу, насколько мне это удалось.
Причины боязни
Специалисты утверждены, что страх перед вождением – это нормальная реакция мозга. Ведь у каждого здорового человека присутствует инстинкт самосохранения. Мозг получает тревожный сигнал и запускает выработку гормонов стресса. Они, в свою очередь, воздействуют на весь организм и выражаются в панике, замирании. Обычно страх перед вождением испытывают новички. Причин на это может быть несколько.
Отсутствие знаний и опыта
Безусловно, у ученика автошколы нет такого опыта и знаний, как у бывалого шофера. «А вдруг я проеду на кирпич?», «Что делать, если остановит инспектор?», «Кто кого должен пропустить на перекрестке?», «А где тут вообще светофор?» – все эти и другие вопросы еле помещались в моей голове.
Не каждый способен на практике применять большой объем полученной информации. Изначально мне было нелегко контролировать ситуацию на дороге, одновременно переключая приборы и скорости. Это вполне нормально.
Помните, как поется в песне Касты: «Все приходит с опытом…».
Фобии или негативный опыт вождения
Не скажу, что я слишком мнительная или не уверенная в себе личность, но я постоянно думаю об аварии. Возможно, это глубинная фобия из детства, и мне требуется помощь психолога. Я не шучу, я постоянно думаю о том, что может случиться страшное, и куда мне бежать во время аварии, пожара, наводнения и т.д.
Даже опытные водители могут испытывать страх перед вождением, если, например, когда-то попадали в ДТП.
Боязнь выглядеть глупо или смешно
Я постоянно стеснялась выглядеть нелепо и смешно. На самом деле мои выезды были больше веселыми, чем глупыми. Пожалуй, на пенсии напишу целую книгу об этом, ведь курьезных ситуаций накопилось очень много.
На экзамене в ГАИ я в прямом смысле взлетела на горке. Проходя эстакаду, я не могла опустить ручник, то ли сил не хватало, то ли перенервничала. Я давила на него изо всех сил, пытаясь одновременно смотреть на стрелочный указатель тахометра. Инструктор заволновался, почему я газую на горке уже минут десять. Сотрудник ГАИ, сидевший в машине напротив, наблюдал картину, как я бросила руль и двумя руками пыталась опустить этот проклятый ручник, судорожно давя на газ и надувая щеки от усердия. И о чудо! Он опустился! А вместе с ним взлетела я. Приземлилась я с грохотом в конце эстакады. На автодроме последовала минута молчания. У меня в памяти до сих пор стоят эти круглые глаза гаишника величиной с кокосы.
Как-то я ехала по улице, где обычно инспекторы ГИБДД тормозят встречные машины. Приближаясь к сотрудникам в форме, я запаниковала и от страха поехала прямо на них, нажав педаль газа в пол. Они бросились врассыпную, а я с ревом промчалась дальше. А когда посмотрела в зеркало заднего вида, представляя, как за мной началась погоня, увидела остолбеневших инспекторов, которые крутили пальцем у виска.
Сложившийся стереотип
Оказывается, что по движению впереди едущий машины можно определить, кто сидит за рулем.
У меня нет внутренней мизогинии, но с этим утверждением я согласна. Мужчины, действительно, более сконцентрированы и внимательны. Они лучше ориентируются на местности и хорошо запоминают дорогу. Однако и здесь бывают исключения.
После очередной брани на дороге с неадекватами желание садиться за руль пропадало.
Сколько же оскорблений мне пришлось услышать в свой адрес! Я не обижаюсь на этих супер-водителей, но иногда хочется спросить: «А ты сразу сел и поехал?». Ведь нет ни одного индивидуума, который бы с первого раза освоил навыки вождения. Я стараюсь быть вежливее и терпеливее к другим участникам движения, чего и всем советую.
Некорректное поведение инструктора
За время вождения у меня было два гуру. На занятия к первому я летела, как на праздник, но вскоре он заболел, и моим наставником стал Леонид, который обучал новичков на собственном автомобиле.
Моей большой ошибкой было то, что я не отложила занятия и стала ездить с новым инструктором. Он трясся за свою ласточку и постоянно твердил: «Ну куда ты так выжимаешь, ты мне сцепление сожжешь! Не надо так резко ручкой дергать, ты знаешь, сколько коробка стоит? Если ты поцарапаешь машину, ты будешь мне всю жизнь должна» и все в этом духе. Хотя сам по себе мужик неплохой был.
Если вам интересно, что стало с этой ласточкой, то, конечно же, я поцарапала ему диски и крыло, когда съезжала с эстакады. На следующий день другая ученица врезалась во впереди стоящий автомобиль, пока Леонид курил с друзьями неподалеку на автодроме. Ласточку долго ремонтировали, а дальнейшая ее судьба мне не известна.
В итоге ездить меня научил мой первый наставник. Он же помог сдать экзамены. Вывод из всей этой истории следующий: больше половины процентов успеха зависит от отношения инструктора и его желания научить вас водить.
Советы будущим автоледи
Чтобы преодолеть непонятный страх перед вождением, разберитесь со своей мотивацией. Водить автомобиль нужно захотеть. Если вы записались в автошколу только потому, что так хотят родители, стоит подумать десять раз: «Нужно ли это мне?».
Что касается меня, то полностью преодолеть страх перед вождением мне не удалось. Я до сих пор вожу автомобиль с какой-то опаской и лишь изредка расслабляюсь, когда дорога свободна. До сих пор не умею делать параллельную парковку, но зато гаишников больше не давлю. Прогресс на лицо.
Вероника Лакельская